О журнале | Редакция | Реклама | 16+

Олег Харитонов: "Мне не хватает характерных ролей"

03 октября 2013 13:44


С семи лет - солист Государственного детского хора ленинградского радио и телевидения. Закончил ЛГИТМиК, много путешествовал, в достаточно зрелом возрасте пришёл работать в театр, ещё позже начал сниматься в кино. В сорок лет стал популярен благодаря сериалу «Паутина», который сразу завоевал популярность у зрителя. Сейчас на подходе 8 сезон «Паутины» - но Олега Харитонова ни в коем случае нельзя считать актёром одного проекта. В данный момент он - очень востребованный актер, снимающийся параллельно в ряде фильмов и сериалов.

- Скажите Олег, вы же из Питера, каким образом вы очутились в Москве?

- Я вырос в питерской семье. Отец, Рэм Харитонов, царствие ему небесное, был художником, скульптором, ювелиром, мама Юлия Васильевна – инженер, химик-гальваник, тоже человек творческий, хорошо рисует. Такая вот у нас семья, и техническая, и творческая в то же время. Любви к технике и рисованию у меня особой не было. Так как я всегда громко орал, голосил, меня отдали в Ленинградский детский хор радио и телевидения. Петь понравилось, меня, как солиста, часто показывали по телевизору. Но больше всего по душе мне пришлось участие в театральном кружке под названием «Театр юношеского творчества» при центральном Дворце пионеров. Вот тут меня по настоящему проняло, я понял — это мое... Там я пробыл в абсолютной гармонии с собой до окончания школы. Это был мир добрых человеческих отношений друг к другу, такого я больше нигде не встречал. А, окончив школу, поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии - ныне академию.

- Как давалась учёба?

- Относительно легко. Хотя, если бы можно было повернуть время вспять, то отнёсся бы к учёбе более серьёзно и учиться пошёл бы, наверное, к другим педагогам.

- И куда направились после института?

- Некоторое время играл в питерском областном государственном театре «Причастие». Это очень странный театр, не имеющий к религии никакого отношения. Пробыл там недолго. На какое-то время вообще ушёл из профессии. С работой как-то не заладилось сразу, занимался, чем придется. Надо же было как-то зарабатывать на жизнь. Много путешествовал. Ездил по Европе автостопом. Сначала один, потом – с попутчицей. Побывал в Польше, Бельгии, Франции, в Париже, объездил всю Германию, Голландию.

- А до этого вы за границей были?

- Да, впервые за границу поехал вместе с ленинградским театром «Время», где работал некоторое время.

- Но после вашего заграничного вояжа вы всё-таки снова вспомнили об актёрстве?

- Просто понял, что без этого не могу. Долго думал, куда пойти и решил идти, фактически, куда глаза глядят. Дошёл до детского театра «Светлица», где и сделал остановку. Здесь играл Шарика, бегал с детишками… А потом меня пригласили в театр «Приют комедиантов», где я играл года три. И тут знакомая актриса попросила помочь её коллеге в Москве. Я согласился и таким вот образом оказался в театре имени Маяковского, где отработал шесть лет. Играл в спектаклях «Чума на оба ваши дома», «Братья Карамазовы», «Женитьба», «Очень простая история», «Карлик»… Причём в массовках играл только самое первое время, потом у меня были роли отнюдь не второго плана. И я очень благодарен Сергею Николаевичу Арцыбышеву за то, что он взял меня, никому не известного актёра, в такой театр, да ещё и давал такие интересные роли.

- Тогда почему ушли из театра?

- Появились предложения сниматься в кино, и времени на театр у меня практически совсем не оставалось.

-Когда вы впервые появились на экране?

- В картине «Смотрящий вниз» Ивана Щёголева. Я сыграл персонажа по кличке Хаза. Кстати, моим партнёром был сам Сергей Николаевич Арцыбашев. Потом снялся в большой роли в «В круге первом» - считаю до сих пор, что это моя лучшая роль. Интересные съемки. Интересный режиссер. В первую очередь, они отличались тем, что я попал в особый мир. Тогда я впервые осознал, что такое режиссер. Это человек, который создает свой собственный мир. И, когда актер туда попадает, он начинает сам по себе что-то делать. Ему порой даже объяснять ничего не надо. Он сам начинает как-то по-другому двигаться, как-то по-другому существовать, думать, потому что он попадает в какую-то другую реальность. И плюс, естественно, шла очень точная проработка моего персонажа.

Потом, когда я попадал на другие площадки, я уже мог сравнивать. И, надо сказать, что такого сильного ощущения я больше нигде не встречал. Это было именно такое удивительное пространство, наработанное именно режиссером.

А из известных артистов, которые в этом фильме снимались, я встречался только с Евгением Мироновым и Евгением Стычкиным. С остальными мы просто по сюжету не пересекались. Я помню, как я первый раз пришел туда на площадку, попал на сцену с Мироновым... И, то ли от волнения, то ли от непривычки начал говорить очень громко. Немножко по-театральному. И мне Миронов тихонечко: «Что ты орешь-то?». Я ответил ему, что понял… и опять. А он мне снова: «Да что ж ты так орешь?». Ну, в общем разобрались. И орать я перестал. Снимался также в «Громовых», «Райских яблочках», в полнометражном фильме «Аварийное состояние». Только что вышла картина «Мой папа летчик».

- В каких проектах заняты сейчас?

- Недавно закончился новый сезон «Паутины», также есть предложения на главные роли сразу в нескольких полнометражных проектах. Еще, благодаря Первому каналу, снимаюсь в программе «Yesterday - live». И там мне дают исключительно характерные роли, что мне очень нравится.

- Как вы относитесь к своему герою, майору Туманову?

- Своего героя, майора Фёдора Туманова, я делал из своего личного представления о работнике правоохранительных органов. Таким мне хотелось его видеть: честным, неподкупным, бессребреником, всегда готовым придти на помощь. Его кредо – справедливость. Он и живёт ради того, чтобы она восторжествовала.

- А как вы стали Фёдором Тумановым?

- Совершенно случайно. Ассистентка по актёрам увидела мою фотографию, и меня пригласили на пробы. Дело в том, что «Паутину» начинал снимать наш мэтр кино Валерий Иванович Усков, который меня совсем не знал. Мне очень хотелось получить эту роль, и я сделал всё для того, чтобы меня утвердили. А когда это случилось, почувствовал такой страх, волнение. Это потом пришло удовольствие от съёмок, от того, что роль у меня получается.

- До этого приходилось обращаться с оружием?

- Пожалуй, нет. Это первый сериал, где мне приходится применять оружие. Да сериал-то идёт уже давно, семь лет, так что научился.

- Вы чем-то похожи на своего героя?

Скорее да, чем нет, во всяком случае мне хочется так думать о себе. Но Туманов – человек достаточно сдержанный, я, в отличие от него, более эмоциональный. Оттого, наверное, мне особенно интересно играть этого персонажа.

- В сериале есть и любовная линия. Вам не кажется, что в сценарии «Паутины» вам не дали полностью раскрыться в этом амплуа?

- Это точно, мне часто и зрители об этом говорят. Я и сам считаю, что человеческие отношения должны выходить на первый план.

- А чем еще занимаетесь, кроме кино? Я слышал, что вы хорошо поете…

- Да пою, у меня в свое время даже была программа русских романсов. Но этим нужно заниматься, а у меня, честно говоря, на развитие этой стороны моего творчества совсем нет времени. Я воспитываю двоих детей, ждем третьего. Я отец большого семейства.

- Чего вам не хватает в творчестве ?

- Конечно интересных историй и качественных сценариев , а мне хороших ролей…

- А каким должен быть сценарий, чтобы вы им увлеклись?

- Да, это известная проблема, что со сценариями, - беда. Хорошая же история для артиста та, в которой персонаж проходит через некое изменение. Вот, он в начале перед зрителем предстает одним человеком, а в конце, в связи с тем, что происходит в истории, становится другим человеком. И за этим изменением должно быть интересно следить. История должна иметь развитие, смысл. Первый второй и третий план. И таких историй действительно мало.

- А, на ваш взгляд, почему?

- Тоже хороший вопрос. Почему нет историй? Я думаю потому, что, как это не парадоксально, нет национальной идеи. Россия живет без какой-то идеи, цели, движется просто по инерции. Такое ощущение, что мы сейчас вот в таком состоянии — куда ветер дует, туда и мы. А, так как нет опоры, соответственно, нет и историй. Может быть, это и не прямая связь, но… Тем не менее, это наводит на определенные размышления.

- А вам везло на истории?

- По-разному. Вот то, о чем мы говорили — «Паутина», «В круге первом». Есть еще пара фильмов интересных. «Жизнь на двоих», режиссера Ольги Ореховой. Я там играл такую сложную роль Труса. Чем сложней и неординарный персонаж, тем интереснее его играть.

- Можете назвать свой самый большой недостаток?

- Могу, но не хочу. Потому что все мои недостатки - это продолжение моих достоинств, они часть меня самого. Я с ними живу и продолжу жить. Но, как и все люди, со временем я меняюсь.

- Вас изменила женитьба?

- Конечно. Семейная жизнь, несомненно должна менять. Она заставляет быть более ответственным.

- Где вы познакомились с будущей женой?

- На семинаре по йоге, который Светлана организовала и вела.

- Так она не актриса?

- Нет, Света всю жизнь занимается эзотерикой, у неё есть небольшой магазинчик эзотерических товаров.

- У вас была любовь с первого взгляда?

- Я бы этого не сказал. Не было такой всепоглощающей страсти. Скорее, какое-то постепенно нарастающее взаимное влечение друг к другу. Правда, довольно быстро мы поняли, что эта связь обогащает нас обоих, становится глубокой. В конце концов, решили больше не расставаться.

- Вы долго шли не только к своей творческой реализации, но и к семье. Почему именно Светлана?

- Хороший вопрос. Почему именно Светлана? Она — родной человек. Родной… Я считаю, что это главный критерий выбора. Люди выбирают друг друга тремя, самыми распространенными способами. Влюбленность (самый ужасный способ), секс и расчет. Влюбленность — худший из них, потому что влечет за собой огромное количество радужных ожиданий. Не сбывающихся. Это просто химия. Временное помутнение. Состояние, впрочем, чудесное, главное не строить на нём семью. Ведь через год или полтора люди начинают видеть друг друга реально. «Так вот ты какой (или какая)!», - восклицают они. Такие браки распадаются наиболее часто. Хотя бывают исключения - увидел заново, а всё равно понравилась.

Второй вариант — это невероятное сексуальное влечение. Чуть получше первого, потому что меньше иллюзий. Но, тем не менее, это тоже проходит.

И расчет. Наиболее долговечный союз, потому что совсем отсутствуют иллюзии. Все просчитано. Такие союзы часто переходят в очень крепкие браки.

И, тем не менее, я считаю, что наиболее удачное объединение, наиболее удачная семья бывает тогда, когда человека выбираешь по принципу «родства». Это ощущается сердцем. Он может быть совсем с другими взглядами. Тебе может не нравится, как он двигается, как он говорит или как он думает. Но, есть ощущение, что он родной. Он твой. И, поверьте мне, все эти минусы на десятый день исчезают. Их перестаешь видеть, потому что это твоё. Вот так произошло с моей женой. Произошло не сразу. Но, через какое-то время оказалось, что мы смотрим на вещи одинаково. На основополагающие моменты. У нас практически нет споров. Мы думаем и смотрим в одном направлении, а мне кажется это главное.

- Где сыграли свадьбу?

- В Санкт-Петербурге. Мы поехали к моим родителям за благословением - Светиной мамы уже не было в живых — получили его и скромно, в семейном кругу, отметили это событие. Мы не хотели большого торжества, никаких ресторанов.

- Ваши характеры похожи?

- Наши характеры - это лёд и пламень, огонь и вода. Мы совершенно разные.

- Когда вы задумались о пополнении семейства?

- Да вскоре у нас появился Рома, которому сейчас три с половиной года, а полтора года назад родилась Варвара.

- Это правда, что дочку жена рожала дома?

- Правда. Русские женщины испокон века рожали дома, роддома появились не так уж давно. Дома малыш появляется на свет в окружении родных и близких ему людей, мама сразу прижимает его к груди и не расстаётся с ним. И ребёнок в итоге вырастает спокойным и здоровым.

- Рома уже бывал с вами на съёмочной площадке?

- Бывал, и даже снимался в четвёртом сезоне «Паутины». Света тоже снималась вместе с Ромой, сыграв женщину с ребёнком. Рома бывал и в театре, был и за кулисами. Ему там понравилось. Мы с ним разыгрывали перед мамой целые представления.

- Вы хотели бы, чтобы дети пошли по вашим стопам?

- Я не строю никаких планов. Буду рад любому выбору, который сделает мой ребёнок.

- А дети осознают, что папа – актер?

- По-моему не очень. Для них это не очень важно. Ну актер. Они кричат «О! папа, папа», - если увидят на экране, но и только.

- Жена не ревнует к вашим экранным возлюбленным?

- Её это не трогает. Она прекрасно знает, что я её очень люблю. И она у меня единственная. Света никогда, ни разу не говорила со мной на эту тему. Я сам иногда её спрашивал: «Свет, ты как относишься к тому, что мне приходится делать на экране?». Она всегда отвечала: «Нормально».

- А сами — ревнивый человек?

- Очень ревнивый. Но жена никогда не давала повода для ревности.

- Вы фильмы со своим участием смотрите?

- Смотрю по-разному. Бывает, конечно, что думаешь: вот эту сцену сейчас бы сыграл по-другому, но это же кино, уже ничего не исправишь.

- Как вы отдыхаете?

Чтение, в основном. Не могу без книжки. Ну, и дети. С ними, конечно, просто не отдохнешь, но зато душа отдыхает это точно. Все-таки дети — это что-то такое особенное. Я просто не представляю свою жизнь без них. Это прежде всего ответственность… Нужно думать, как и куда направить их энергию и их мысли. Нужно всегда думать, что говорить. Какие ценности им прививать. Думать о том, какой пример они с меня берут. Я начинаю делать зарядку, они сразу тоже делают зарядку рядом. Я их не заставляю, просто они смотрят на меня.

Со старшим (ему почти пять) я давно уже разговариваю, как со взрослым. Я ему объясняю, как этот мир устроен. Что является важным. Что подлым. Ему можно задавать разные вопросы. Где Бог, например. И он знает ответ на этот вопрос.

- Какими качествами надо обладать, чтобы стать вашим другом?

- Хороший вопрос. Надо для этого в первую очередь быть открытым человеком, честным, прямым, нехитрым.

- Такие друзья у вас есть?

- Конечно...

- Вам было когда-нибудь стыдно за свои поступки ?

- Конечно, было. Я совершал поступки, за которые потом было, действительно, стыдно. Я думаю, что у каждого человека есть свои скелеты в шкафу.

- Вы верите в судьбу?

- Я думаю, что человек сам творит свою судьбу.

- Что для вас в жизни главное?

- Семья, любовь и конечно любимая работа. Вот три столпа без которых, любой человек никогда не будет по настоящему счастлив и при отсутствии хотя бы одного из них, не сможет себя реализовать во всех своих ипостасях.



Беседовала Лидия ДЕНИСОВА | Источник: Телемаршрут.Ру
Фото: Актёрское агентство Жар-птица




Нравится

Комментарии

Нина Климова | 07 июля 2018 16:55
Очень симпатичен Олег Харитонов:зовут как моего отца,глаза разные-как у моего племянникаю.Русский Джемс Бонд.Одевается \"с иголочки\".Не пропустила ни одной \"Паутины\"

Читайте также
30 сентября 2013 | 17:47
С 25 июля по 25 августа 2013 года в Лос-Анджелесе, в студии одного из самых известных голливудских преподавателей актёрского...
09 января 2014 | 15:48
Народная артистка России Лариса Лужина до сих пор с удовольствием снимается в кино, поет, играет на сцене, встречается со...
13 января 2014 | 10:48
Какие сюжеты хороши и почему они нравятся людям? Как автор создает сюжет? Почему именно так, а не иначе? Небольшой текст...