О журнале | Редакция | Реклама | 16+

Светлана Немоляева: «Алла Балтер была эффектной актрисой»

31 августа 2009 22:19


22 августа телеканал «Культура» показал телеверсию спектакля Театра им. Вл. Маяковского «Кошка на раскаленной крыше» по одноименной пьесе Теннеси Уильямса, приуроченный к юбилею Аллы Балтер.

Она была на редкость добрым, отзывчивым, красивым человеком. Всегда выдержанная, ровная, тактичная. Умная, интеллигентная, очаровательная женщина. В кино Алла Балтер снималась редко. В 1984 году она сыграла главную роль в политическом детективе «Последний визит», а в 1986 вместе со своим мужем Эммануилом Виторганом она снялась в фильме «Шпион». Об актрисе Алле Балтер и спектакле «Кошка на раскаленной крыше» нам рассказала актриса Светлана Немоляева.

– Светлана Владимировна, с чего началось ваше знакомство с пьесой Теннеси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше»?

– Когда Виталий Вульф принес перевод этой пьесы, ее взял к постановке Андрей Александрович Гончаров, в то время – главный режиссер тетра имени Владимира Маяковского. Я считаю, что у Гончарова все спектакли были режиссерскими шедеврами. «Кошка на расклеенной крыше» – одна из таких работ. Роль Маргарет сначала играла Татьяна Васильевна Доронина. Она была изумительна в этой роли. На спектакль с ее участием практически невозможно было попасть, таким сумасшедшим успехом он пользовался у зрителя. Даже мы, актеры, испытывали дикие трудности, чтобы заполучить билеты для знакомых и родных. Спустя какое-то время Татьяна Доронина покинула наш театр и перешла к Олегу Ефремову во МХАТ. И Андрей Гончаров стал искать актрису на роль Мэгги. Помню, что пробовались молодые актрисы нашего театра. В это время в театре вместе с Эммануилом Виторганом появилась Алла Балтер. Гончаров предложил эту роль ей, и с первых репетиций стало понятно, что он не ошибся. Мы стали партнершами по сцене, и с этого началось наше знакомство.

Спектакль жил на сцене очень много лет, пока не ушел из театра Александр Мартынов, исполнитель главный роли. Причину, по которой он ушел, мы не знаем до сих пор. Потом мы и вовсе потеряли его из виду. И я даже не знаю, как сложилась его судьба. Андрей Александрович очень долго искал ему замену. Но так и не нашел. 

– Ваше впечатлении от игры Аллы Балтер в спектакле «Кошка на раскаленной крыше»?

– Она была невероятно эффектная актриса с мощным взрывным темпераментом. У нее были великолепные, просто умопомрачительные внешние данные. К работе над ролью она приступила с полной самоотдачей и, как говорится, сделала ее. Гончаров, как мне кажется, разглядел в ней сильную, несгибаемую героиню. Её Мэгги обладала еще и хрупкой, утончённой натурой с изысканным внутренним миром. Это была её самая главная и самая любимая роль в нашем театре. Я знаю, как она серьезно и глубоко относилась к ней, с каким азартом и самоотдачей ее играла.

– Алла Балтер и Эммануил Виторган были одной из самых привлекательных актерских семей и очень популярным, устойчивым сценическом дуэтом. В чем, на ваш взгляд, был секрет их творческого союза?

– Какие чудные дивные отношения у них были. И я искренне радуюсь тому, что встречаются в жизни такие пары, которые подтверждают бытующее мнение о второй половинке, которую обязательно нужно найти. Они, мне кажется, очень дополняли друг друга. Тонкая, элегантная Балтер и утонченный Виторган. У них было фантастическое чувство гармонии друг с другом. Когда они появлялись вместе, на них всегда было приятно смотреть. Как вам сказать, в театре все бывает. Люди могут и поскандалить, и обидеть кого-то, и даже ранить. Но всякий раз, когда я встречала Аллу и Эммануила в Доме актера или в Доме литераторов, они были очень доброжелательные, всегда улыбчивые, в хорошем настроении. Я понимаю, что у них как у всех были, возможно, свои семейные неурядицы, но они никогда этого не показывали.

Это очень редкое в театре качество, потому что иногда мы сталкиваемся с плохим настроением артиста, когда все это выливается на сцене на несчастного партнера или за кулисами на персонал. У них я такого никогда не видела. Может быть, это и не самое важное качество в человеке, но для меня оно имеет значение, и я всегда отмечаю это в людях. Мы не были дружны домами, но у нас были крепкие дружеские партнерские отношения, как между хорошими коллегами. 

– Что запомнилось больше всего в работе над образом Мэй?

– Должна сказать, что в самой пьесе характер Мэй был прописан очень схематично. Она, как вы помните, – антипод Мэгги. Мэгги чувственная, поддающаяся страстям и импульсам, но очень добросердечная внутри. Это такая романтическая героиня со своими сложностями, очень противоречивый персонаж. Образ Мэй, с моей точки зрения, был выписан гораздо проще: ради детей и мужа она была готова совершать какие угодно поступки, и лицемерные, и лживые. Но все ее поступки были направлены на защиту интересов семьи. Если вы помните, там все вертится вокруг наследства Большого Па. Главная интрига спектакля была в том, кто сможет перетащить на свою сторону Большого Па и Большую Ма, владеющих несметным богатством. Мне было неинтересно просто подавать реплики и быть служебной фигурой в спектакле, чтобы всем зрителям было понятно – это плохая героиня, а это хорошая. Поэтому я придумала себе некий образ и, скажу вам честно, с упоением его играла. Реакция в зрительном зале была всегда, и я, конечно, очень любила эту небольшую роль. Играла ее с огромным удовольствием, потому что я пыталась придумать что-то особенное для Мэй и нечто неординарное для себя.

– Спектакль «Кошка на раскаленной крыше», который телеканал «Культура» показал к юбилею Аллы Балтер, – телеверсия легендарного спектакля. Чем отличается Ваша работа на камеру от работы на зрителя в театре?

– Это, конечно, всегда другое. Но все равно, основа – есть основа. Ты делаешь перед камерой всё тоже, что делаешь на сцене. Но обязательно учитываешь, что работаешь не на весь огромный зрительный зал, – на партер, бельэтаж, галерку, а ты работаешь на камеру. И твоим зрителем является человек, который сидит напротив тебя и смотрит. Актер обязательно должен ощущать этот нюанс, иначе люди не станут смотреть, потому что не проникнутся.

– Андрей Гончаров был известен как режиссер, который не очень жаловал телевидение.

– Мне кажется, что в этом отношении Андрей Александрович был очень занятный человек. Он был против того, чтобы снимать свои спектакли, которыми он дорожил и в которые вложил душу. И все свои лучшие работы он так и не дал снять для телевидения. Это ужасно грустно, потому что не сняты его блистательные «Дети Ванюшина», «Человек из Ламанчи», «Беседы Сократа» и многие другие. Гончаров считал, что поступает правильно. Он говорил, что от спектакля должна остаться легенда, должен тянуться шлейф, и что телеверсия не соответствует версии театральной. Если зрители увидят телеверсию, то эта легенда, созданная на сцене, разобьется о голубой экран. Потому что это другой зрительный ряд, другое восприятие, чем из зала. Поэтому он и не разрешал снимать свои постановки на камеру.

– А как тогда получилось, что «Кошка на раскаленной крыше» попала на телевидение?

– Сделать теверсию этого спектакля Гончаров все-таки с большим трудом, но разрешил. Над телевизионной версией работал театральный режиссер Юрий Владимирович Иоффе, правая рука Гончарова и человек, которому Андрей Александрович очень сильно доверял. Мне кажется, что он сделал все удачно, и телеверсия получилась. Хотя спектакль и имел свои нюансы, свои выстроенные специально для телевидения мизансцены, он передал то, что происходило на сцене. Спектакль имеет ту суть, которая задумывалась и создавалась Гончаровым для сцены. А это самое важное для спектакля. К слову, там и актерские работы совершенно не потерялись, как опасались в начале. Мы начали наш разговор с Аллы, с ее юбилея, и надо сказать, что эта телеверсия никак не ухудшила ее игры. Наоборот, у всех поклонников ее творчества есть возможность увидеть свою любимую актрису именно в этой легендарной постановке. 



Беседовала Татьяна САНИНА | Источник: Телемаршрут.Ру
Фото: Мэнни Пакьяо | Телемаршрут.Ру



Нравится

Комментарии

Комментариев пока нет. Добавить свой
Смотри также
26 августа 2009 | 16:11
…Жила-была Пенелопа по имени Александра (актриса Татьяна Яковенко), но не в солнечной Греции, а в далекой уральской деревне....
27 сентября 2009 | 20:03
Музыкант-виртуоз уже доказал, что аккордеон – не забыт. Он смог вернуть этому инструменту былую популярность и не боится...
26 декабря 2011 | 23:26
Новый телевизионный сезон, который стартовал на киноканале «Дом кино» в октябре, ознаменовался не только громкими премьерами,...